Вы здесь

Доклад Гейкер Н. П.

Доклад Гейкер Н. П.

Гейкер Нина Павловна художественный
руководитель народного
фольклорного ансамбля «Сиун, образцового
ансамбля «Тасима» МКУК НКЦ «Силэмсэ»
села Ачан Амурского муниципального района
Хабаровского края.

1 слайд. «Праздники как условие сохранения этнической идентичности»

2 слайд. Андана, Баряна, конференциачи дичин гурунбэ баниалаи!

Эйне буэ голосалпу балдичи улэн осигоани - энеэнэ, амана отолихачи, мутэхэчи дякасалбани, колисалбани, гиансалбани абанаси осигоани дюлэси энэгуэни, буэ Хабаровскай крайпу амба эгдивэ тайчи.

Добрый день! Бачигоапу, уважаемые участники конференции!

Сохранению традиционной культуры коренных малочисленных народов,

сегодня уделяется достаточно много внимания, как со стороны государственных органов, задачей которых является создание необходимых условий, так и со стороны специалистов. В Хабаровском крае ведётся большая работа по поддержке этнокультурного развития аборигенов. Сохранение традиционной самобытной культуры коренных народов Амура осуществляется через информационное, методическое и организационно – творческое обеспЕчение деятельности учреждений культуры, самодеятельных коллективов в местах их компактного проживания.

3 слайд. В целях сохранения этой неповторимой культуры, истории и традиций - в Хабаровском крае создана сеть национально-культурных центров, которые сегодня есть практически в каждом районе. При центрах образовано более 30 самодеятельных фольклорных, хореографических и других коллективов. В Амурском муниципальном районе проживает более трёх тысяч коренных народов. - Из 10 поселений, 4 - являются местом компактного проживания, преимущественно нанайского народа. Это сёла – Ачан, Джуен, Омми, Усть –Гур..

4 слайд. В селе Ачан в 1997 году создан Национальный культурный центр «Силэмсэ», основными задачами которого являются:

- Сохранение и преемственности национальных традиций;

- возрождение историко-культурной самобытности села Ачан.

Для решения этих задач работниками культуры проводится большая работа по сбору материала о истории родного села, о бытовании фольклорных традиций. Но самым действенным средством передачи национальных традиций поколениям стало создание в селе двух фольклорных, вокально-хореографических коллективов «Сиун» и «Тасима». В них принимают участие, почти все жители села от 6 до 70 лет.

5 слайд. Как известно - В окрестностях села Ачан, обнаружены остатки древней цивилизации «Золотой империи» - «Цзинь».

Результаты исследований опубликованы в различных изданиях. На их основе и устных народных преданий и обработке материала руководителями ансамбля в репертуаре появился ряд вокально-хореографические композиции и театрализованных представлений. Коротко расскажу о некоторых из них: «Легенда озера Болонь», что значит глубокое место полное рыбы, повествует о вечной теме любви девушки и юноши, «Сказание о кукушке» как символе, приближающейся весны. В основе композиция «Зажги свечу» лежит обряд необходимости продолжения семейных традиций.

6 слайд. Несколько слов о театрализованном представлении «Легенда о трёх солнцах» из репертуара ансамбля «Сиун». В основе представления борьба Добра и Зла. Злой дух посылает на небо три солнца, которые Огнём сжигают всё живое на Земле. Богатырь Хадо выходит с солнцами на неравный бой, но к нему на помощь приходит Амур и гасит водой всё губящий вокруг Огонь.

Отмечу, что участники ансамблей с большим интересом исполняют эти номера, рассказывая со сцены историю своего народа. Они сами непосредственно включены в процесс создания этнографических костюстюмов и художественного оформления действия.

7 слайд. Чтобы решать эти задачи участницы активно работают в кружке декоратвно-прикладного искусства, где известные мастерицы Ходжер Раиса Фёдоровна и лучшая в крае мастерица Татьяна Фёдоровна Киле передают свой опыт. За отсутствием времени доклада я не могу остановиться на содержании и глубоком смысле символики нанайских узоров.

8 слайд. Семьями односельчане встречаются и в клубе «Илан дялан» - «Перекрёстки поколений», где взрослые и дети принимают активное участие в различных конкурсах и играх по знанию родного языка;

в мастер-классах по изготовлению изделий из бересты, лозы, рыбьей кожи; в выставке самых вкусных блюд из национальной кухни, приготовленных самими участниками по бабушкиным рецептам.

9 слайд. Общественный совет при главе села «Эргэн» - (в переводе жизнь, движение), куда входят старейшины села, члены родовых общин, ученики старших классов, молодёжь, специалисты администрации, интеллигенция решают вопросы по формированию здорового образа жизни, гражданского самосознания населения.

10 слайд. Обрядово-праздничная культура нашего народа, на основе которой работают фольклорные ансамбли «Сиун» и «Тасима» являет собой значительную область всей национальной традиционной культуры в целом. В ней ярко проявляются характерные для фольклора черты. Такие как синкретизм, общность содержания различных форм фольклора.

11 слайд. Погружение молодого человека в мир народной культуры позволяет формировать его личность, его становление как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности.

12 слайд. В Хабаровском крае стали традиционными - проведение краевым научно-образовательным объединением культуры: краевого фестиваля-эстафеты фольклорных и обрядовых праздников «Бубен дружбы», «Ачамбори» в Нанайском районе.

13 слайд. За время проведения фольклорного фестиваля «Аист над Амуром»В Амурском районе, с 1996 года, в нем приняли участие более 30 000 человек. Ежегодно в фестивале принимают участие творческие коллективы со всего Хабаровского края: Комсомольского, Солнечного, Нанайского районов.

14 слайд. Проводятся конкурсы:

- концертной программы;

15 слайд. - национальной кухни;

16 слайд - национального жилища;

17 слайд – Выставка -конкурс среди мастеров декоративно- прикладного искусства;

18 слайд. – Демонстрация современной одежды с элементами национальной вышивки.

19 слайд. В селе Ачан проводится второй год обрядовый праздник «Даси» - «Встреча Весны», с обрядами очищения, кормления огня

Проведение таких фестивалей и праздников несёт функцию передачи народного опыта, в нём проявляются нормы поведения, отношения к природе, к старшему поколению, к детям, к женщине.

20 слайд. В целях приобщения детей и молодёжи коренных мал к истокам национальной культуры уже более 24 лет в крае проводится лагерная смена «Дети Амура: жизнь и творчество» - это особый мир, где дети со всего Хабаровского края живут интересной и насыщенной жизнью. Они говорят на своём родном языке, поют и танцуют, играют, таким образом приобщаются к национальной культуре.

21 слайд. Нанайские игры, шаманские обряды, песни и танцы, два действующих коллектива – народный фольклорный, песенно – танцевальный ансамбль «Сиун» и образцовый фольклорный ансамбль «Тасима»

22 слайд. - это всё стало результатом творческого союза и плодотворной работы руководителей, консультантов: Валентины Сергеевны, Понгса Константиновича Киле, Мадо Дечули, Лидии Киля, Нины Гейкер и

23 слайд. сегодняшней нашей смены, молодых специалистов: Веры Киле, Нины Донкан, Надежды, Раисы и Елены Ходжер.

24 слайд. В 2016 году- 58 лет своей творческой жизни отметит один из старейших нанайских коллективов в крае народный ансамбль «Сиун».

25 слайд. Традиции, заложенные создателями народного фольклорного ансамбля «Сиун» бережно передаются от старших к младшим. Детишки села Ачан всегда пели и танцевали, принимали участие в художественной самодеятельности, в 1986 году был создан детский фольклорный ансамбль «Тасима» - «Лепёшечка». «Тасима»- это песенка, которую написал Понгса Константинович Киле, хранитель и собиратель традиционной нанайской культуры, человек разносторонний, одаренный внутренне, богатый и мудрый. Он очень любил людей, Природу, завещал учиться у нее.

В 2016 году, нашему селу Ачан исполняется, 365 лет, как оно появилось на карте Российского государства. В этом же году исполняется 30 лет образцовому фольклорному ансамблю «Тасима» исполняется 30 лет., самобытному творчеству юных участников. Им аплодировали в городах:

26 слайд. Москва,

27 слайд. Санкт-Петербург,

28 слайд. Нью-Йорк, Вашингтон, Филадельфия, На сценах

29 слайд. Франции, Болгарии,

30 слайд. Китая.

31 слайд. В июне 2014 года – образцовый фольклорный ансамбль «Тасима» принял участие в Чехии в Международном фольклорном фестивале в городе Куновице, Чехии.

32 слайд. В июле 2014 года – нанайский фольклорный ансамбль «Сиун», в составе делегации Хабаровского края, в которую вошли и другие представители этноса: ульчи, удэгейцы, эвенки представлял Народы Амура и был Народом Года на Международном фольклорном фестивале коренных народов мира «Ридду-ридду» в Норвегии.

33 слайд. В сентябре 2015 года - участие ансамблей «Сиун» и «Тасима» во Всероссийском этническом фестивале коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока «Манящие миры».

34 слайд. В феврале 2016 года, ансамбль «Тасима» представлял Хабаровский край на Всероссийском фольклорном фестивале «Моя Федерация!» в детском Центре «Океан» г. Владивостока и в корпоративном фестивале «Роснефть – зажигает звезды!»!

35 слайд. Природа имеет душу. С детства ребёнку прививается понятие т красоты природы неповторимой и изменчивой по временам года. Каждое изменение в природе несёт с собой, что-то важное – или ласковое, нежно-тёплое, или суровое, жёсткое.

36,37,38,39 слайды. После перенесённых невзгод так радостно видеть окружающий мир, свободно вбирающий дыхание земли, радующийся горячим лучам солнца. Объединяет людей в отношении к природе то, что они ощущают её своим телом, сердцем, кровью, душой и разумом.

40 слайд. Мудрый и великий Мэргэн Понгса Константинович Киле говорил, что человек способный раствориться в природе, ощущает потребность выплеснуть то, чем переполнена его душа. Если он этого не сможет сделать через художественно-поэтические образы, то передаёт свои чувства через декоративно-прикладное искусство.

41 слайд. Появившись на свет человек, остаётся с природой один на один.

Так начинается неразрывная связь человека с природой

Гэ элэ. Баняха. Благодарю за внимание.