Село Ачан

Инфраструктура села:
Продвижение русских на восток стало закономерным результатом экономического возвышения России во второй трети XVII века. Определяющим в этом процессе стало развитие товарно-денежных отношений. Пушнина и моржовый клык, которыми были богаты Сибирь и Дальний Восток, широко использовались во внешней торговле. Не менее важной была задача обеспечения безопасности России от набегов кочевых племён с востока и юго-востока, создания прочного тыла для более успешного решения военно-политических задач на западе страны. Отряды казаков-землепроходцев двинулись на восток. В их обязанности входило «проведывание новых земель», приведение в «ясачный платёж» местных народов, разведывание полезных ископаемых. Дорогу в Приамурье «проведывали» отряды И.Ю. Москвитина, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова. 
Весной 1651 года Е. Хабаров из основанного в верховьях Амура Албазинского острога отправился вниз по Амуру за ясаком. Осенью участники похода дошли до нанайского Ачанского улуса, где и решили зазимовать («ачаны», «отщаны» - это русифицированное название рода оджал). На всякий случай вокруг зимовья они построили «нагородню», почему в дальнейшем и стали называть своё поселение Ачанским городком. Именно здесь 23 марта 1652 года произошло первое столкновение с маньчжурами, которые не на шутку обеспокоились вторжением русских людей на издревле принадлежавшие им земли Приамурья; оно закончилось полной победой русских. После ухода отряда Хабарова весной 1652 года из Ачанского городка он теряет своё значение форпоста влияния русских на Амуре. После подписания Нерчинского договора 1689 года между Россией и Китаем русские переселенцы вынуждены были покинуть уже освоенные земли Приамурья более чем на 150 лет.   
Исследования показали, что Ачанский улус – это старинное нанайское селение Оджал-Болонь, уже существовавшее в первой половине XVII века. Работы археолога академика А.П. Окладникова в 1960-х годах доказали, что на берегах Болоньского озера уже в ХII-XIII веках располагалось несколько поселений чжурчженей – предков нанайцев, а Болоньский могильник, где была похоронена местная знать, является значительным памятником культуры эпохи существования государства чжурчженей.           
Сохранились предания, что у Болоньского озера проходила главная битва нижнеамурских чжурчженей с монголо-татарами в 30-х гг. XIII века. Но поскольку документально впервые поселение Ачан было упомянуто в 1651 году («отчёты» Хабарова в Якутск и Москву), то вполне оправданно считать именно этот год временем образования селения Ачан. В 40-50-х гг. XIX века в условиях военно-политического давления Англии и Франции на правительство Китая оно пошло на решение амурского вопроса об определении российско-китайской границы от верховьев Амура до побережья Тихого океана. К 1860 году Россия окончательно закрепила за собой край, открытый и освоенный русскими людьми в XVII веке, обезопасила восточную границу. Поселения нанайцев по левому берегу Амура, в том числе Болонь-Оджал, вошли в состав Российского государства.   
 
Полевые исследования советских учёных 1960-х годов показали, что нанайцы рода Ходжер называют своей родиной на Нижнем Амуре местность близ устья озера Болонь, значительно благоприятную для жизни и промыслов. Сюда стекались пришельцы из разных мест, например, есть амгуньская ветвь рода Ходжер, якутская ветвь рода. Особенностью сегодняшнего села Болонь-Ачан является смешанный характер его населения. Здесь живут нанайцы, русские, украинцы, белорусы. Постоянное общение представителей разных наций способствует взаимному культурному и производственному обогащению и влиянию.
Жители стойбища Болонь в составе коренного населения Нижнего Амура принимали участие в Гражданской войне 1918-1922 г.г. Они заготавливали рыбу для партизан, перевозили их снаряжение, служили проводниками, отдавали самое дорогое для охотника – берданки и боеприпасы, а женщины шили им одежду и обувь. Недаром образовавшуюся в 1931 году рыболовецкую артель в селе Болонь назвали «Нанайский партизан». С 1932 года и до начала Великой Отечественной войны нижнеамурские селения пополнялись новосёлами по организованному набору со всех концов страны для участия в развитии сельского хозяйства, добычи рыбы и рыборазведения, строительства рыбозаводов. В селе Болонь открылась школа-интернат, детский сад, действовала передвижная «красная юрта». Созданием в 1931 году нанайской письменности на основе русского алфавита началась борьба с неграмотностью местного населения. По состоянию на 01.01.1939. в артели «Нанайский партизан» состояло 372 человека, имелось 29 гектаров посевных площадей, 14 голов крупного рогатого скота, 70 лошадей и 23 овцы. 
Болонский рыбозавод Нижне-Амурского госрыбтреста начал действовать в 1933 году и к 1941 году имел в штате 260 человек. Было заготовлено 20,6 тысячи центнеров кеты и белорыбицы. В последующем Болонский рыбозавод стал цехом Даергинского (1960), Комсомольского (1968) рыбокомбинатов. С началом войны нанайские сёла за два-три призыва на фронт почти полностью остались без работоспособного мужского населения. В срочном порядке формировались звенья ловцов-женщин, ловцов-подростков. В Ачане первой по всему бассейну Амура в 1942 году была создана комсомольско-молодёжная фронтовая рыболовецкая бригада. А с фронтов стали приходить чёрные вести, в разных битвах смертью героев пали болонцы Борис Киле, Николай Одзял, Модя Ходжер и другие. В целом за годы войны призванных на фронт жителей села погибло 92 человека, среди них 22 колхозника, 57 работников Болонского рыбозавода, 4 выпускника школы 1941-1942 гг. выпуска; нанайцев из этого числа погибло 14 человек. 
До 1977 года с. Болонь входило в состав Нанайского района Хабаровского края. По решению исполкома Нанайского районного Совета депутатов трудящихся № 52 от 16.03.1977. территория Болоньского сельского Совета была передана Амурскому району. 
 
Поскольку на территории Амурского района оказалось два населённых пункта с названием «Болонь» (железнодорожная станция и село), селение Болонь было переименовано в село Ачан. В селе проживало и проживает много людей, известных за его пределами, людей, отдавших родному селу трудовой энтузиазм и таланты. Среди них: Одзял Константин Андреевич, бригадир колхоза «Нанайский партизан», в 1963 году получивший звание Героя Социалистического труда. Рыбак, комсомолец Иван Киле, участник Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1958 года в Москве. Ходжер Павел Фёдорович– боевой разведчик Дальневосточного фронта, председатель колхоза «Нанайский партизан» в 1960-1970-х г.г., когда тот был «миллионером». Более 20 лет председательствовал П.Ф. Ходжер в колхозе. Его сын Ходжер Валерий Павлович почти столько же проработал в селе на должностях председателя сельского Совета, а затем главы администрации села, и так же, как отец, вкладывал всю душу в его развитие и сохранение. Заксор Бока Андреевич– председатель колхоза «Нанайский партизан» в 1977- 1983 гг., Почётный колхозник РСФСР. При нём прибыль колхоза составляла 94 тысячи рублей, что позволяло обновлять основные фонды колхоза, постоянно поднимать уровень жизни сельчан. Колхоз «Нанайский партизан» в этот период заготавливал до 4500 кубометров древесины, строил в селе дома и целые улицы, сдал государству около 200 тонн рыбы. Бельды Мария Анатольевна всю жизнь проработала в школе, преподавала родной язык и прикладное искусство. Мастерством нанайской мастерицы любовались посетители многих выставок в нашей стране и за рубежом. За пределами края известны имена старейших мастериц Ачана Веры Григорьевны Ходжер и Нюры Сергеевны Киле. Киле Валентина Сергеевна – труженик тыла в период Отечественной войны, бессменный директор СДК (1958-1987 гг.), создатель песенно-танцевального фольклорного ансамбля «Сиун» (1958), которая в 1986 году была награждена орденом Дружбы народов. Уроженками села являются три сестры Наталья Павловна Барченко, Нина Павловна Гейкер и Полина Павловна Ходжер – все солистки ансамбля «Сиун», мастерицы и активисты районной ассоциации малочисленных народов Севера. Гордостью сельчан почти 50 лет является фольклорный ансамбль «Сиун» - участник многих Всесоюзных, краевых, городских смотров и праздников сельской художественной самодеятельности, народного творчества. Творческие достижения младшей группы ансамбля под названием «Тасима» хорошо известны во Франции, в Японии. Нынешние руководители коллектива - Лидия Алексеевна Киле, Нина Павловна Гейкер. В 1995 году в Ачане проживало 496 человек, к народам Севера отнесли себя 401 человек, из них детей до 15 лет - 175. На базе бывшего колхоза были образованы родовых общины: «Мудур», «Болонь», «Идари», «Дюйкэ», которые занимались рыбной ловлей, лесозаготовкой, сбором дикоросов и лечебных трав хлебопечением, развитием народных художественных промыслов.